Медицина и красота

Психология


Интеллект

Основоположник факторной теории интеллекта Ч.Спирмен сформулировал следующие постулаты: 1) интеллект не зависит от прочих личностных черт человека, 2) интеллект не включает в свою структуру неинтеллектуальные качества (интересы, мотивация достижений, тревожность и т. д.). При этом он считал фактор общей умственной энергии реально существующим, обладающим рядом гипотетических свойств, а именно количественной характеристикой, степенью инерции энергии (скорость перехода от одного вида активности к другому), степень колебания энергии (легкость ее восстановления после работы). Позже он все же выделил 4 типа интеллектуальности: первый тип интеллекта характеризуется быстротой понимания нового, второй — полнотой познания, третий тип отличается здравым смыслом, четвертый — оригинальностью решений.

Ч. Спирмен занимался проблемами профессиональных способностей (математических, литературных и прочих). При обработке данных тестирования он обнаружил, что результаты выполнения многих тестов, направленных на диагностику особенностей мышления, памяти, внимания, восприятия, тесно связаны: как правило, лица, успешно выполняющие тесты на мышление, столь же успешно справляются и с тестами на прочие познавательные способности, и наоборот, малоуспешные плохо справляются с большинством тестов. Ч. Спирмен предположил, что успех любой интеллектуальной работы определяют:

1)некий общий фактор, общая способность, а также

2)фактор, специфический для данной деятельности. Соответственно при выполнении тестов успех решения зависит от уровня развития у испытуемого общей способности (ГЕНЕРАЛЬНОГО ФАКТОРА G ) и соответствующей СПЕЦИАЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ ( S -фактора). В своих рассуждениях Ч. Спирмен использовал политическую метафору. Множество способностей он представлял как множество людей — членов общества. В обществе способностей может царить анархия, тогда способности никак не связаны и не скоординированы друг с другом. Может господствовать олигархия — успешность деятельности детерминируют несколько основных способностей. Наконец, в царстве способностей может править монарх — генеральный фактор, которому подчинены S -факторы.

G -фактор определяется Спирменом как общая умственная энергия, которой в равной мере наделены люди, но которая влияет на успех выполнения любой деятельности.

Исследования соотношений общих и специфических факторов при решении различных задач позволили Спирмену установить, что роль G -фактора максимальна при решении сложных математических задач и задач на понятийное мышление и минимальна при выполнении сенсомоторных действий. Заметим лишь то, что общий фактор воистину скрыт — латентен. Максимально проявляясь в действиях, протекающих в умственном плане, он минимально влияет на непосредственное взаимодействие с объектами окружающей среды.

Из теории Ч. Спирмена вытекает ряд важных следствий. Во-первых, единственное, что объединяет успешность решения самых различных тестов, — это фактор общей умственной энергии. Во-вторых, корреляции результатов выполнения любой группой людей любых интеллектуальных тестов должны быть положительными. В-третьих, для тестирования фактора G лучше всего применять задачи на выявление абстрактных отношений.

Впоследствии многие авторы пытались интерпретировать G -фактор в традиционных психологических терминах. На роль общего фактора мог претендовать психический процесс, проявляющийся в любом виде психической активности: главными претендентами были свойства внимания (гипотеза Сирила Барта) и, разумеется, мотивация. Г. Айзенк интерпретирует G -фактор как скорость переработки информации центральной нервной системой (УМСТВЕННЫЙ ТЕМП). Он установил чрезвычайно высокие корреляции между IQ, определяемый по высокоскоростным тестам интеллекта (в частности, тестам самого Г. Айзенка), временными параметрами и вариабельностью вызванных потенциалов мозга, а также минимальным временем, которое необходимо человеку для распознавания простого изображения (при тахистоскопическом предъявлении). Однако гипотеза скорости переработки информации мозгом не имеет пока серьезных нейрофизиологических аргументов. Кроме того, тесты интеллекта, применяемые в такого рода исследованиях, — это тесты, включающие задания разного уровня трудности с закрытым ответом. Испытуемый должен выбрать за предложенное время один правильный из множества ответов. Оценка эффективности определяется скоростью и правильностью выполнения задания.

Кроме тестов Г. Айзенка для измерения фактора G применяются и другие тесты, в частности Прогрессивные матрицы, предложенные Д. Равеном в 1936 году, а также тесты интеллекта Раймонда Кеттела.

Специальные способности бурно стали изучаться с появлением ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА. Л. Терстоун предложил метод группировки тестов на основе матриц корреляций между всеми парами тестов, включенных в единую батарею. Этот метод позволяет выделить несколько независимых латентных факторов, определяющих взаимосвязи результатов выполнения различных тестов.

Первоначально Л. Терстоун выделил 12 факторов, из которых наиболее часто в исследованиях воспроизводились 7:

V. Словесное понимание — тестируется заданиями на понимание текста, словесные аналогии, вербальное мышление, интерпретацию пословиц и т. д.

W. Речевая беглость — измеряется тестами на нахождение рифмы, называние слов определенной категории и т. д.

N. Числовой фактор — тестируется заданиями на скорость и точность арифметических вычислений.

S. Пространственный фактор — делится на два подфактора. Первый — определяет успешность и скорость восприятия пространственных отношений (восприятие жестких геометрических фигур на плоскости). Второй — связан с мысленным манипулированием: зрительными представлениями в трехмерном пространстве.

М. Ассоциативная память — измеряется тестами на механическое запоминание ассоциативных пар.

Р. Скорость восприятия: определяется по быстрому и точному восприятию деталей, сходств и различий в изображениях. Разделяет вербальный (восприятие клерка) и образный подфакторы.

I. Индуктивный фактор — тестируется заданиями на нахождение правила и на завершение последовательности (по типу теста Д. Равена). Установлен наименее точно.

Факторы, обнаруженные Л. Терстоуном, как показали данные дальнейших исследований, оказались-зависимыми (неортогональными). Первичные умственные способности коррелируют друг с другом, что говорит в пользу существования единого " G -фактора.

Однако в многочисленных исследованиях открывались и открываются все новые и новые первичные умственные способности.

На основе многофакторной теории интеллекта и ее модификаций разработаны многочисленные тесты структуры способностей. К числу наиболее распространенных относятся Батарея тестов общих способностей ( GABT ), Тест структуры интеллекта Амтхауэра и ряд других.

Дж. Гилфорд предложил модель структуры интеллекта SOI, систематизируя результаты своих исследований в области общих способностей. Однако эта модель не является результатом факторизации первичных экспериментально полученных корреляционных матриц, а несет все черты априорных моделей, поскольку основывается на тестовых теоретических попытках и выходит в своих прогнозах за пределы экспериментального материала. По своей имплицитной структуре модель является необихевиористской, основанной на схеме стимул — латентная операция — реакция. Место стимула в модели Дж. Гилфорда занимает содержание, операция — способность испытуемого, а реакция — результат применения операции к материалу. Факторы в модели независимы. Таким образом, модель является трехмерной, хотя отдельные измерения модели — классификационные шкалы наименований. Под операцией Дж. Гилфорд понимает умение испытуемого, точнее — психический процесс: понятие, память, дивергентная продуктивность, конвергентная продуктивность, оценивание.

Содержание определяется природой материала или информации, с которой производится операция: изображение, символы (буквы, числа), семантика (слова), поведение (сведения о людях).

Результаты — форма, в которой информация обрабатывается испытуемым: элемент, классы, отношения, системы, типы преобразований и выводы.

Каждый фактор характеризуется сочетанием категорий из каждого измерения. Всего в классификационной схеме Дж. Гилфорда 5-46 = 120 факторов.

В настоящее время идентифицировано более 100 факторов, т. е. подобраны соответствующие тесты для их диагностики. Концепция Дж. Гилфорда широко используется в США, особенно в работе педагогов с одаренными детьми и подростками. На ее основе созданы программы обучения, которые позволяют рационально планировать и направлять его на развитие способностей. Модель Гилфорда апробирована в Иллинойсском университете при обучении 4—5-летних детей. Главным достижением Дж. Гилфорда многие исследователи считают разделение ДИВЕРГЕНТНОГО и КОНВЕРГЕНТНОГО мышления (см. ниже).

Предложенная Р. Кэттеллом модель может быть лишь условно отнесена к группе пространственных иерархических априорных моделей. Он выделяет три вида интеллектуальных способностей: общие, парциальные (частные) и факторы операции.

Два фактора Р. Кэттелл назвал СВЯЗАННЫМ интеллектом и СВОБОДНЫМ (или текучим) интеллектом. Фактор связанного интеллекта определяется совокупностью знаний и интеллектуальных навыков личности, приобретенных в ходе социализации: с раннего детства до конца жизни.

Тем самым фактор связанного, или иначе кристаллизированного, интеллекта определяется мерой овладения культурой того общества, к которому принадлежит индивид.

Фактор связанного интеллекта коррелирует с вербальным и арифметическим факторами, проявляется при решении тестов, требующих обученности. Фактор свободного интеллекта коррелирует с фактором связанного интеллекта, так как свободный интеллект определяет первичное накопление знаний. С точки зрения Р. Кэттелла, свободный интеллект независим от приобщенности к культуре. Его уровень определяется общим развитием третичных ассоциативных зон коры больших полушарий головного мозга, и проявляется он при решении перцептивных задач, когда от испытуемого требуется воспринять и найти отношение элементов..

ПАРЦИАЛЬНЫЕ (частные) факторы определяются уровнем развития отдельных сенсорных и моторных зон коры больших полушарий. Сам Р. Кэттелл выделил лишь один парциальный фактор — визуализации, который способствует манипулированию зрительными образами. Наименее ясно понятие факторов-операций: Кэттелл интерпретирует их в качестве отдельных приобретенных навыков для решения конкретных задач, т. е. как аналог S -факторов по Р. Спирмену, восходящих в структуру связанного интеллекта и включающих операции, нужные для выполнения новых тестовых заданий. Результаты исследований ИНВОЛЮЦИИ (обратного развития) познавательных способностей в онтогенезе на первый взгляд соответствуют модели Р. Кэттелла.

Действительно, к 50—60 годам у людей ухудшается способность к обучению, падает скорость переработки новой информации, уменьшается объем кратковременной памяти и т. д. Между тем интеллектуальные профессиональные умения сохраняются до глубокой старости.

По мнению многих авторов, фактор свободного интеллекта по Р. Кэттеллу тождествен фактору G Спирмена, а первичные факторы Л. Терстоуна соответствуют факторам-операциям модели Кэттелла.

Р. Кэттелл попытался сконструировать тест, свободный от влияния культуры, на весьма специфическом пространственно-геометрическом материале (Тест интеллекта, свободный от культуры, CFIT ). Тест был опубликован в 1958 году. Р. Кэттелл разработал три варианта этого теста:

1) для детей 4—8 лет и умственно отсталых взрослых;

2) две параллельные формы (А и В) для детей 8— 12 лет и взрослых, не имеющих высшего образования;

3)две параллельные формы (А и В) для учащихся старших классов, студентов и взрослых с высшим образованием.

В ИЕРАРХИЧЕСКИХ моделях факторы способности помещаются на разных этажах иерархии, определяемых уровнем обобщенности фактора.

Типичной и наиболее популярной в литературе является модель Ф. Вернона. На вершине иерархии располагается генеральный фактор по Спирмену. На следующем уровне находятся два основных групповых фактора: вербально-образовательные способности (близкие к тому, что называется словесно-логическим мышлением в терминах отечественной психологии) и практико-технические способности (близкие к наглядно-действенному мышлению). На третьем уровне находятся специальные способности: техническое мышление, арифметическая способность и т. д. и, наконец, в низу иерархического дерева помещаются более частные субфакторы.

При факторизации тестов, построенных по принципу иерархической модели, выделяется спирменовский G -фактор и его же 3 групповых: вербальный, пространственный и групповой. Можно привести еще ряд замечаний, но иерархическая модель получила широкое распространение благодаря тестам, в первую очередь тестам Д. Векслера, которые были созданы на ее основе.

Д. Векслер считал, что вербальный интеллект отражает приобретенные индивидом способности, а невербальный интеллект — его природные психофизиологические возможности. Результаты же психогенетических исследований, проведенные на близнецах, свидетельствуют об обратном: преимущественно обусловлены наследственностью оценки по вербаль ной части шкалы Д. Векслера (субтесты Осведомленность, Словарный, Шифровка), а социальными факторами обусловлена успешность выполнения невербальных тестов (Недостающие детали, Последовательные картинки, Кубики Косса), а также субтеста Понятливость. Даже при повторном тестировании успешность решения невербальных тестов в среднем повышается более значимо, чем успешность решения вербальных (эффект обучения сильнее).

Читать далее:
Креативность
Социальная ситуация развития
Бихевиористский подход
Применение аминов
Реперфузия
Генерализованный зуд

Loading...

Hosted by uCoz